Небольшое круглое лесное озеро. Посредине островок тростниковый. Половину озера, до самого островка, занимают тёмно-зелёные отражения прибрежных елей, другую половину — розовые утренние облака и голубое небо. В тростнике посвистывают утята. Изредка крякает утка. Свежо. Немножко знобит. Порозовели вершины самых высоких елок. Встает солнце.
Когда повезло с женой. Как я Марию рыбачить учил
На другом берегу весело разгорелся костер. Там и тут по¬плыли белые струйки дыма. Это проснулась моя Мария. Я ушел из палатки, когда она спала. Наверное, замерзла одна.
— С добрым утром, Мария! — кричу я.
Она выходит к воде. В шароварах, синей кофточке, красной косынке, в руке — закопченный котелок. Я знаю, что у нее сейчас заспанные глаза и немножко припухшие губы. По утрам она ка-жется мне совсем еще девочкой.
Мария машет рукой.
— С добрым утром!
Она зачерпывает в котелок воды для чая. Потом умывается. Вода под ее руками начинает играть серебром, и серебряные круги широко расходятся по темным отражениям елок.
Я уже собрался было идти к Марии, но поплавок нырнул под лист кувшинки. Подсекаю — окунь! Опять жду-не дождусь поклевок. А Мария одна. Вот так всегда бывает, всегда она остается одна. Я рыбачу, а она варит уху, или собирает вокруг озера грибы и ягоды, или, подперев ладонями подбородок, подолгу сидит и смотрит на озеро. Первое время я брал для нее удочку: думал приучить ее к рыбалке. Но она наотрез отказалась. «Не хочу. Неинтересно. Лучше посижу».
У тростникового островка брязнула щука. Утята притихли.
- Иди чай пить! - зовет Мария.
Чай заварен дочерна. Я люблю чай горячий и крепкий. Са¬димся рядом на расстеленный плащ. Мария пьет вприкуску, чмокая губами. Я передразниваю ее, и мы оба смеемся.
Легкий шум прошелся по вершинам елок. Озеро зарябило,
Я встаю.
- Посиди со мной, - просит Мария.
- Что ты?..— удивляюсь я.— А вдруг клев начался... Видишь, ветерок подул?
Мария тоже встает и идет за мной.
Забрасываю удочку на червяка.
- Маша, подержи, пока я закурю.
Мария берет удилище. Держит неуверенно, неумело. Я не торопясь достаю папиросу, намеренно долго ищу по карманам спички и вижу, как вздрогнул и медленно пошел в сторону по-плавок.
— Тащи!
Окунь взлетает высоко вверх и снова шлепается в воду. Мария виновато смотрит на меня.
- Ничего, - утешаю я ее. - Он опять возьмет. Только так сильно не дергай.
Меняю червяка, забрасываю удочку и опять передаю Марии,
Снова поклевка. Снова взлетает вверх окунь, но уже не срывается с крючка.
Мария улыбается.
- Хорош! - говорю. - Давно не попадалось таких. Еще парочку - и уха будет.
Я вожусь с насадкой. Мария сидит на корточках перед окунем. Окунь прыгает по траве. Она берет его в руки и разгляды¬вает, будто впервые видит такую диковинную рыбину.
- А почему он такой черный? Почему у него оранжевое брюхо? Сколько он весит? А крупнее бывают? - она засыпает меня вопросами.
Я хочу сделать заброс, но Мария отбирает у меня удилище.
- Я сама.
Она шлепает удилищем по воде. И еще раз - только брызги по сторонам. И еще раз - опять по воде. Наконец получилось. Несмотря на поднятый шум, клюнуло сразу. Окунь. И крупнее первого.
- Молодец! - хвалю я. - Давай червя насажу.
- Нет, я сама. Хочу совсем-совсем сама поймать. Ты котелок принеси. Для окуней. Пусть они будут живыми.
Я пошел за котелком.
- Подожди минутку. С какой стороны червяка насаживать?
Объясняю и иду за котелком.
Пока ходил, Мария выудила третьего окуня.
- Это совсем мой окунь,- говорит она. И спрашивает: - Хватит на уху? - И тут же отвечает: - Маловато. Сейчас еще поймаю.
Потом смотрит на меня удивленно:
- А почему ты вторую удочку не делаешь? Вдвоем-то ско¬рей наловим.
И правда - почему? Налаживаю вторую удочку. Чтобы не мешать Марии, ухожу подальше. Иду вокруг озера. Она через все озеро кричит мне:
- Еще поймала!
У меня тоже клюет. Я смотрю то на свой поплавок, то на красную косынку на другом берегу. Вижу, как Мария взмахивает удилищем.
- Еще поймала!
Пока я обходил озеро, Мария поймала около двух десятков окуней. Я рад за нее.
Поздравил с успехом. Потом спросил:
- Ну что, Машенька, пора уху варить?
- Конечно, пора. Только мне сейчас некогда: у меня клюет. Я тебе расскажу, что надо делать. Сначала рыбу почисть. Только не здесь. Вон туда отойди.
Я нашел удобный плоский камень в воде. В камень плещутся мелкие волны. Я потрошу колючих окуней. Вода холодная, неприятная.
А на другом камне стоит Мария. Она взмахивает удилищем и опять кричит мне:
- Еще поймала!